Идаже
мы автоматизируем бизнес
Управление персоналом

О токсичных сотрудниках

Мой первый опыт руководства я заработал в семейном производственном бизнесе. В то время у нас работала в цеху одна дама, которую мы регулярно приводили в пример остальным рабочим. Она била все рекорды производительности, постоянно выдавая за смену больше готовой продукции, чем любой другой оператор. И вот однажды к нам с техническим директором явилась вся смена и поставила ультиматум. Они сказали, что мы должны уволить эту барышню, иначе уйдут они все. И знаете почему? Оказывается, работая с бешеной скоростью, она при этом постоянно талдычила себе под нос: нас тут имеют, платят копейки, используют как рабов, относятся как к дерьму и тд. Представляете с каким ощущением её коллеги по цеху день изо дня возвращались домой к своим близким? Они чувствовали себя тем самым дерьмом. При этом зарплата у рабочих была вполне приличная, они работали в чистом помещении, переодевшись в фирменные халаты, имели несколько перерывов, а смена длилась чуть больше 6 часов. Похоже, наши рабочие это ценили, поэтому пришли к нам. Да и та барышня уходить не собиралась. Её уволили мы. А я навсегда понял, что есть такие токсичные сотрудники, эдакие заразы, которые отравят весь коллектив, если вовремя не провести санобработку.
Почти в каждой компании, где коллектив превышает дюжину человек, время от времени появляются такие заразы с большей или меньшей степенью токсичности. Они видят вокруг только плохое. Что бы вы не делали, они любые действия руководства будут видеть в чёрном цвете. Коллеги ни с того ни с сего начинают разделяться или на "мы" и "они". Про тех, которые "они" нужно шушукаться, а иногда и в голос возмущаться. И часто такие "они" начинают отвечать взаимностью. Сначала незаметно, но потом все более быстрыми темпами атмосфера в коллективе становится эдакой "с гнильцой". И вот уже сотрудники говорят в кулуарах, что на работу приходить не хочется. Как, мол, вообще можно работать в такой атмосфере!? Причём громче всех это будет говорить та самая зараза, которая эту атмосферу создала.
Бывает странно наблюдать, когда сам руководитель откровенно мучается с кем-то из сотрудников и не решается на увольнение
Возможно я сильно сгустил краски в предыдущем абзаце. Чаще всего, не все так очевидно, и владелец бизнеса зачастую не видит или позволяет себе не видеть происходящего. Считает, что это не отражается на работе. Но до чего же бывает странно наблюдать, когда сам руководитель откровенно мучается с кем-то из сотрудников и не решается на увольнение. Эти мучения всегда очень заметны со стороны. Видно, как сжимаются челюсти, когда вы сдерживаетесь, чтобы не рявкнуть в ответ; как подбираете слова в разговоре, чтобы быть услышанным, но не вызвать бурю ненужных ответных эмоций; как расслабляетесь по окончании разговора с таким токсичным сотрудником.

Владельцу бизнеса часто кажется, что его люди могли бы быть более продуктивными, более исполнительными, активными, ответственными и так далее. Так вот, это не кажется. Так и есть. Но в большинстве случаев с персоналом можно работать. Можно развивать ваших людей, чтобы повысить их производительность. Можно искать ключики к их мотивации. Можно участвовать в их жизни, в достижении их целей и повышать их лояльность. Не всегда нужно, но можно.
Но есть люди, от которых лучше избавиться прямо сейчас. И это вовсе не обязательно самые неэффективные.
Прежде всего, нужно расстаться с людьми, которые отравляют коллектив или самого руководителя.

Если вы чувствуете, что сотрудник вас напрягает, если вы стараетесь избегать лишнего общения с ним, или каким-то образом подбираете слова, готовясь к разговору... Какого черта? Разве вы создавали бизнес для того, чтобы загонять себя в рамки, подстраиваться под кого-то? Или вы страдаете особой формой мазохизма, общаясь с человеком, который выводит вас из себя?

Если вы слышите от трех разных сотрудников раздражение в адрес кого-то - одного из вашего коллектива, присмотритесь к этому человеку. И будь он хоть трижды самым результативным, имейте ввиду, что он может расшатать весь коллектив, привести к потере других не менее ценных кадров.

Да, бывает, что расстаться с таким человеком не просто. Может быть, он брат друга; главный бухгалтер, который в курсе всех схем; или инженер, каких больше не сыскать. И это усложняет условия задачи по его замене. В остальном, проблема носит чисто психологический характер. И, мне кажется, что это тот самый случай, когда необходимо взглянуть в глаза своим страхам.
Сергей Березовский
Человек ищущий